Раскрывшийся мир иконописи
В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не украшение и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».
Так св. Василий Великий пишет: «молчаливая живопись то же, что и слово Евангелия для слуха».
Асв. Нил Синайский (IV в.) советует: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».
Шире и значимей стал мир для юношей и девушек Клуба Православной Молодёжи Храма Александра Невского в воскресенье, 2 февраля 2019 года.
Занятие провёл гость, Иконописец иерей Андрей Возжеников, настоятель Воскресенской церкви с. Суна. Рассказывал он, что икона – это не свободная мысль художника, воплощенная на холсте.
Любая икона должна соответствовать определенным канонам, поэтому существует определенная система, которая содержит в себе определенный свод правил и требований. Дети познакомились с особенностями подбора красок, о первичной и последующей обработке доски для иконы, узнали новые термины:
* Ковчег (древнерус. — ящик, ларь) — углубление в иконной доске, на которой пишется изображение;
*Личное письмо — стадия работы над иконой, когда прописываются лики и открытые части тела;
*Лузга — скос между полем и ковчегом, служит условной границей между миром зрителя и миром иконы;
*Прорись — контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы; и др.
О консерватизме живописной техники, бережно сохраняемой иконописцами вплоть до настоящего времени, о специфике и постоянстве вёлся рассказ. О кропотливости богоугодного труда. Повествование шло задушевно, с доступными житейскими примерами: «Как свет пришёл из ниоткуда… и ушёл в никуда»…
Батюшка Андрей рассказывал о своих поездках, встречах, учителях.
Заинтересованно слушали дети. А мне подумалось: «А вдруг… А вдруг кто-то из этих девочек и мальчиков, благословясь, выберет путь иконописца, оттолкнувшись от ступени этой встречи. Дай-то Бог…».
С благодарностью устроителем этого занятия, Боталова Галина