Расписание богослужений
soc
Седмица 5-я Великого поста 
✨17 апреля Среда
17:00 Утреня Чтение канона прп. Андрея Критского
1-й час

✨18 апреля Четверг
Четверток Великого канона Мчч. Феодула и Агафопода, и иже с ними. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России
9:00 Часы
Изобразительны
Вечерня
Литургия Преждеосвященных Даров

✨19 апреля Пятница
17:00 Утреня
Чтение Акафиста Божией Матери
1-й час

✨20 апреля Суббота
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.
Прп. Георгия, еп. Мелитинского. Прп. Даниила Переяславского.
8:00 Литургия свт. Иоанна Златоустого
17:00 Всенощное бдение

✨21 апреля Воскресенье
Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними. Свт. Нифонта, еп. Новгородского.
❗8:00 Божественная Литургия свт. Василия Великого



Расписание занятий


Православный календарь
soc

 

День памяти





Сайты


» » «Александр Невский: запад и восток, историческая память народа» – доклад протоиерея Сергия Гомаюнова

«Александр Невский: запад и восток, историческая память народа» – доклад протоиерея Сергия Гомаюнова

«Александр Невский: запад и восток, историческая память народа» – доклад протоиерея Сергия Гомаюнова19 октября 2020 года в рамках работы педагогической секции выступление заместителя директора МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова кандидата исторических наук протоиерея Сергия Гомаюнова было посвящено теме: «Александр Невский: запад и восток. Историческая память народа».

Странная болезнь поразила современного человека. Он жалуется на то, что у него не хватает памяти, когда речь идёт об истории. Мы такие богатые: у нас более, чем тысячелетняя история, насыщенная важными событиями, много замечательных соотечественников, потрудившихся везде, где было нужно. Но странная болезнь налицо: историю знаем плохо, часто и знать не желаем. А что не своё, то и отдать не жалко, даже на поругание. В чём же начало этой болезни, где её корни?

Над исторической памятью нашего народа не раз проводились эксперименты по её «укорачиванию». Например, в эпоху так называемого «просвещённого абсолютизма». Императрица Екатерина II серьёзно увлекалась идеями французских просветителей, ставших отцами Великой Французской революции. Особенно с глубоким интересом она читала работы известного вольнодумца Вольтера. Вольтер попробовал себя и на поприще истории, написав ещё по заказу Елизаветы Петровны историю России времён Петра I. На вопрос Екатерины: «Почему у вас история России начинается с Петра I?», она услышала в ответ: «А разве у вас до Петра была какая-то история?»

Потом над исторической памятью нашего народа поглумились творцы Октябрьской революции и их последователи, разделившие историю Отечества на «до 1917 года» и «после». И хотя в «до» попало более девяти веков, а в «после» - около 70 лет, ценить нужно было только то, что «после».

Совсем короткой «достаточную» для общества историческую память хотели сделать те, кто в 1991 году развалил страну, а вместе с ней попытался по новой развалить историческую память. Сейчас не только царское, но и советское прошлое стало рисоваться как тёмное пятно, дающее повод для самоуничижения, самобичевания и покаяния за всё у нас, что не так, как у всего «остального цивилизованного мира».

Короткой исторической памяти революционеров и безбожников, всякого рода, противостоит длинная память христианской традиции. Для христианина сохранять историческую память в целостности на всём её протяжении – это даже не пожелание, а прямая заповедь Божия.

Священное Писание рассказывает нам, когда и как появился народ Божий. Он родился в период от выхода из египетского плена и до достижения земли обетованной. В этой истории было всё: и прямое водительство Божие, Его помощь и заступление, верность и предательство людей, страх и ропот, и вновь единение с Богом. Читающий Библию впервые часто недоумевает, почему там так много говорится о поражениях народа, ведь для памятования можно было бы оставить только победы. Оказывается, нельзя. Об этом говорит заповедь, данная народу Божию: «Помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирять тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек… И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор.8:2-3,5).

«Помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой» - вот полная мера исторической памяти и нашего народа тоже. Меньшей она не может быть. В истории народа нет ничего лишнего, второстепенного. В ней есть мы, бывавшие всякими, и Небесный Отец, Который всегда постоянен в Своей любви к нам, Который смиряет, испытывает, учит тому что источником жизни и всякого блага – и материального и духовного – является Сам Бог и слово, исходящее из уст Его.

Нам иногда кажется, что для того, чтобы понимать сегодняшний день, нужно внимательно всматриваться в сводки с финансовых рынков, знать всё о «гибридных» войнах, вскрывать замыслы тайных врагов, пропускать через себя огромное количество новостных сообщений, следить за данными социологических опросов, вслушиваться в беспрерывные ток-шоу, с жадностью накидывающиеся на всякий информационный повод. На самом деле всё это – «мусор» сегодняшнего дня. И завтрашний день безжалостно выбросит его на помойку истории. Чтобы понимать сегодняшний день, нужно понимать смысл истории, в который войдет и этот, и последующие дни. История имеет смысл только в одном случае – если она открывается нам как Священная история. Только она – Священная история – обладает знанием своего начала и конца, только она указывает свою направленность, и только она помогает нам увидеть истинный масштаб тех исторических личностей, через которых Священная история прокладывает своё русло для целых поколений на столетия вперёд. Такие исторические личности – это люди Божии. В их числе – святой благоверный великий князь Александр Невский.

Господь благословил Александру Невскому жить и трудиться в один из самых страшных и трагичных периодов нашей истории. Некогда единое государство Киевская Русь распалась на десятки мелких образований, враждовавших между собою. Исчезло общее самосознание принадлежности к одному народу. Люди именовали себя по столице своего княжества. И хотя говорили на одном языке, в одни и те же дни ходили в свои храмы на одни и те же праздники, но воевали друг с другом так, что наши многочисленные враги только удивлялись и радовались – Русь выглядела для них как лёгкая добыча, которую нужно быстро взять.

В первой половине XIII века два потока устремились на русскую землю. С Запада методично, год за годом, наваливалась католическая Европа. С Востока, словно в половодье вышедшая из своих берегов река, хлынули язычники монголо-татары. Перед Русью не стоял вопрос: как победить этих врагов? Она ждала: кто из них первый её завоюет.

Историческое время имеет разную плотность. Иногда плотность судьбоносных событий настолько велика, что вспоминаются слова апостола Петра из его второго послания: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Петр.3:8). Иногда историческое время сжимается, словно пружина, чтобы потом открылось огромное историческое пространство для многих последующих поколений. В такие моменты тяжелейшая ответственность за судьбу народа ложится на плечи того, кому Господь вручил власть принимать исторические решения.

Про Александра Невского нельзя говорить без разговора о Христе. Мы часто умудряемся рассказывать о наших великих предках, не упоминая о Христе. Но эти люди потому и были великими, что они сознательно с верою следовали за главным Человеком в истории – Богочеловеком Иисусом Христом. Об этом надо рассказывать и в школе, и в институте. И не имеет значения, что, может быть, на твою беду лично для тебя Христос не важен. Имеет значение, что Он был важен для Александра Невского, и ты, педагог, обязан донести до своих учеников историческую правду.

Есть евангельский закон: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше и взыщут» (Лк.12:48). Князь Александр Ярославич потрудился так много, что этого с лихвой хватило бы на несколько человек. Во-первых, он – один из самых великих полководцев в русской истории. С трех лет, когда его впервые посадили на коня и дали в руки детский лук и меч, Александр совершенствовал своё воинское искусство. Но главным правилом для него было, то, о чём сказал премудрый Соломон: «Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Притч.21:31). Александр не начинал сражения, не отслужив Богу службу, не причастившись Святых Христовых Тайн.

Так было и в 1240 году, когда в Новгороде Великом узнали о том, что войско шведов высадилось на берегу Невы. Шведский полководец Биргер прислал Александру письмо, в котором заявлял: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». У Александра было мало ратных людей, но он принял вызов, уповая на помощь Божию и заступничество Пресвятой Богородицы. Перед выступлением в поход князь пришел в Софийский собор, молился на службе, причастился Святых Тайн. Он молился о том, чтобы Бог дал ему победу над врагом, хвалящимся разорить Церковь и истребить православную веру. После этого Александр вышел к своей дружине и обратился к ней со словами: «Если Бог за нас, кто против нас? Не в силе Бог, а в правде». И для укрепления воина Своего, Господь послал видение командиру ночного дозора Пелгусию. Тот увидел ладью, на которой плыли два князя в воинских доспехах, называвшие друг друга по имени: Борис и Глеб. Слышал он, как Борис торопил Глеба: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему великому князю Александру!»

15 июля 1240 года состоялась Невская битва, в которой русские наголову разгромили шведов. Шведы потеряли множество убитыми и ранеными. Причем, сражение шло на одном берегу реки. Когда после бегства остатков шведского войска русские обследовали другой берег, там тоже было обнаружено множество павших врагов. Александр был убеждён, что небесное воинство помогло русской дружине. Через два года Александр Невский одержал еще более убедительную победу над сильнейшим противником – немецкими рыцарями на Чудском озере. Так поступал он, помня слова Господа: «Без Меня не можете сотворить ничего» (Ин.15:5).

Так впоследствии поступал и А.В.Суворов. Из всех сражений, в которых ему пришлось участвовать, одним из самых сложных и лично для него смертельно опасных стало сражение на Кинбургской косе в 1787 году. Турки подтянули близко к берегу свой мощный флот, тогда как у русских была только гребная флотилия. Недалеко находилась опорная турецкая крепость Очаков. Турецкий десант на виду у русских высадился на косу и успел создать глубоко эшелонированную линию окопов. Материально-техническое превосходство и перевес в военной силе были на стороне турок. Они были абсолютно уверены в том, что русские будут уничтожены и сброшены в море.

День сражения Суворов встретил в походном храме на Литургии. В течение службы к нему не раз приносили известия о том, что турки активно высаживаются на берег и окапываются. Суворов неизменно отвечал: «Пусть все вылезут». Все причастились, служба закончилась. Прошло немного времени, и Суворов лично повел в атаку своих чудо-богатырей. В ходе сражения под ним была убита лошадь, он был несколько раз тяжело ранен, чудом остался жив. Бог даровал победу русской армии.

Александр Невский не проиграл ни одного сражения. И А.В.Суворов не проиграл ни одного сражения. Они берегли веру, и Бог берёг их.

Правилу «не в силе Бог, а в правде» Александр Невский следовал и тогда, когда основным полем его трудов стало управление государством. Русь была зажата в тиски между Западом и Востоком. В 1240 году Александр воевал со шведами, в этом же году монголо-татары захватили Киев. В 1242 когда Александр бился с немцами, Бату-хан создал на южных границах русской земли Улус Джучидов (Золотую Орду). Центр политических решений находился тогда во Владимирско-Суздальском княжестве, которым управлял отец Александра князь Ярослав. Но Ярослав был отравлен в ходе поездки к монголо-татарам. Бремя великокняжеской власти легло на плечи Александра.

Сопротивляться двум могущественным противникам Русь тогда не могла. Нужно было принимать тяжелое решение: идти к кому-то одному из них на поклон, чтобы вдвоем выступить против другого. Политик должен уметь делать политический расчет. Так думали на Западе, искусном в принятии таких расчетов. Папа римский Иннокентий IV поспешил отправить к Александру Невскому посольство во главе с опытными кардиналами. Они привезли заманчивое предложение: князю Александру предлагалась королевская корона, военная, политическая и финансовая помощь коллективного Запада в противостоянии монголо-татарам. Всё это – в обмен на уступку в области веры: православная Русь должна была принять унию на католических условиях. Обещание помощи и убедительный аргумент – «ведь мы же с вами христиане, будем вместе против поганых язычников», согласно политическому расчёту, составляли предложение, от которого невозможно отказаться.

Но Александр Невский руководствовался не политическим расчетом. Он – раб Божий, верный сын Церкви. А церковное сознание – это сознание памятливых людей. Вот его ответ на льстивые обещания западных послов: «От Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Давида, от Давида до разрушения Храма, от разрушения Храма до восстановления Храма, от восстановления Храма до Христа Царя, от Христа Царя до царя Константина и Первого Вселенского Собора, от Первого Вселенского Собора до Седьмого Вселенского Собора, от Седьмого Вселенского Собора до сегодняшнего дня – всё хорошо помним, и вашего учения не принимаем».

Отвергнув союз с католическим Западом, Александр поехал в Орду. Лично для него это было смертельно опасно. Только что там мученическую смерть принял черниговский князь Михаил, отказавшийся поклоняться идолам и «духу» Чингис-хана. Александр тоже отказался это делать. От смерти его спасло только решение Бату-хана. Результатом переговоров стало заключение крайне тяжелого для Руси соглашения, требования которого историки назвали монголо-татарским игом. Почему Александр пошёл на это? Он руководствовался одним: «Не в силе Бог, а правде». Наложив на Русь тяжелую дань, лишив ее политического суверенитета, постоянно угрожая новыми грабительскими набегами, монголо-татары оставили русским только одну свободу – веровать так, как они хотят. Как писал дореволюционный историк, автор одной из лучших биографических книг об Александре Невском, М.Хитров: «Вечная похвала князю, который с изумительной, истинно-гениальной проницательностью вовремя разгадал страшную опасность, угрожавшую нам с Запада, предпочёл татарскую неволю, всевозможные унижения и тяжелые материальные жертвы, но в то же время мужественно стал на страже русской народности».

Многие тогда на Руси не поняли исторического выбора, который сделал Александр. Но в своем выборе он стоял не перед общественным мнением, а перед Богом. И Бог не посрамил его решения. Именно Церковь, сохранившая неповрежденную веру, стала вдохновителем скорого начала возрождения Руси, собирания русских земель в единое государство, собирания населения русских княжеств в единый народ, свержения монголо-татарского ига.

Не только на полях сражений, но и в государственном строительстве Александр не потерпел ни одного поражения. Когда закончились земные послушания Александра, он, почувствовавший приближение порога, через который предстояло перешагнуть в вечную жизнь, смиренно отдал знаки земной власти, также как когда-то смиренно их принял. «Бог дал, Бог взял, да будет имя Господне благословенно» (Иов 1:21). Отдав их, он вместе с этим отдал всё, что держало его в миру. Александр принимает постриг, схиму с именем Алексий. При жизни его называли земным ангелом русского народа. Земной ангел закончил свой земной путь и стал небесным человеком.

Кто он для нас сегодня – святой благоверный великий князь Александр Невский, в схиме – Алексий? Почитаемый святой? Да. Великий деятель русской истории? Да. И всё? Нет. Александр Невский – наш с вами современник, потому что мы живём с ним в одном времени – времени Священной истории русского народа. Он заповедовал нам иметь длинную историческую память, которая даёт нам общий взгляд на историю, мировоззренческое тождество с поколениями прежних веков, образуемое общностью духовного опыта, способом преодоления трудностей.

В Священном Писании Бог называется не только «Бог мой», но и «Бог отцов наших». На службе в храме мы так и возглашаем: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим ти ся, услыши и помилуй». В этих словах – смысловой стержень, вертикальная координата нашей истории, которая должна стать вертикальной координатой нашего сознания, если мы действительно хотим быть.
скачать dle 11.0фильмы бесплатно