Расписание богослужений
soc
Седмица 5-я Великого поста 
✨17 апреля Среда
17:00 Утреня Чтение канона прп. Андрея Критского
1-й час

✨18 апреля Четверг
Четверток Великого канона Мчч. Феодула и Агафопода, и иже с ними. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России
9:00 Часы
Изобразительны
Вечерня
Литургия Преждеосвященных Даров

✨19 апреля Пятница
17:00 Утреня
Чтение Акафиста Божией Матери
1-й час

✨20 апреля Суббота
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.
Прп. Георгия, еп. Мелитинского. Прп. Даниила Переяславского.
8:00 Литургия свт. Иоанна Златоустого
17:00 Всенощное бдение

✨21 апреля Воскресенье
Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними. Свт. Нифонта, еп. Новгородского.
❗8:00 Божественная Литургия свт. Василия Великого



Расписание занятий


Православный календарь
soc

 

День памяти





Сайты


» » Церковь и Великая Отечественная война

Церковь и Великая Отечественная война

Особенно деятельным в организации пожертвований на борьбу с врагом был архиепископ Ленинградский Алексий (Симанский). Он остался в блокадном городе и исполнял свой архипастырский долг. Уже летом 1941 года владыка Алексий призвал верующих жертвовать все, что они могут, для спасения Родины. Историки считают, что именно он первым начал церковные сборы средств на оборону страны.

 
Уходит в историю год 2005-й - год 60-летия Победы нашего народа в беспримерно жестокой битве с нацистской Германией. И сколько бы ни писали историки и публицисты, поэты и журналисты о событиях тех героических лет, последняя страница книги о Великой Отечественной еще не написана. Да и будет ли она когда-либо написана? Ведь история той войны - это история жизни и подвига каждого из десятков миллионов граждан нашей Родины, прославленных и безвестных. История жизни и подвига тех, кто тяжелейшим, самоотверженным трудом, ценой собственной жизни на фронте и в тылу, в блокадном Ленинграде и во вражеской оккупации, в подполье и в партизанских отрядах приближали час Победы.

ХХХ

1418 дней и ночей свершала наша страна и ее народы свой героический подвиг во имя жизни на земле, во имя всего человечества. В годину суровых испытаний не осталась в стороне от великой скорби и Русская Православная Церковь. С началом Великой Отечественной войны она объявила о своей полной поддержке всенародной борьбы с гитлеровскими захватчиками. Глава Русской Православной Церкви – Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился 22 июня 1941 года, в день праздника Всех святых в земле Российской просиявших, к православным, всему народу.
Вот эти слова из послания владыки Сергия от 22 июня 1941 года: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить наш народ на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.14,13)... Нам, пастырям Церкви, в то время, когда Отечество призывает всех на подвиги, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если сверх того молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями на счет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу... Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».
Пастырское послание митрополита Сергия было разослано по всем приходам, несмотря на то, что этим формально нарушалось советское законодательство, согласно которому вся церковная деятельность за оградой храмов была запрещена, как и всякое вмешательство Церкви в дела государства.
Отношения Русской Православной Церкви и Советского государства - тема особая. Она еще ждет своего внимательного исследователя. И, чтобы в полную меру представить непреходящее духовно-историческое значение вклада Церкви в Победу, ее подвижническую роль в годы тяжелейших испытаний, нужно представить масштабы гонений, репрессий, фактического разгрома, которым подверглась Церковь в СССР в предвоенные годы.
На территории 25 областей России в 30-е годы ХХ века не осталось ни одного действующего храма, в 20 областях их осталось не более пяти. Всего на территории Советского Союза (без учета присоединенных в 1939 году западных областей Украины и Белоруссии) к началу 1941 года было немногим более 100 действующих православных храмов (для сравнения: только в городской черте предреволюционной Москвы в 1916 году действовало около 550 храмов). За один лишь 1937 год в ходе репрессий было уничтожено около 85 тысяч священнослужителей. Из почти полутора сот епископов в 1917 году к началу 1939 года более 70 было арестовано, а действующих оставалось лишь четыре.
И все же, несмотря на репрессии, расправы, запреты, вера не умерла. Отвечая на вопросы Всесоюзной переписи населения в январе 1937 года, две трети сельского и одна треть городского населения СССР признали себя верующими. С началом гитлеровской агрессии против Советского Союза Русская Православная Церковь без колебаний встала в ряды защитников Отечества, духовно освятив грядущую Победу.
Вот что пишет об этом архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким).
«В 1937 году Сталиным была объявлена «пятилетка атеизма», в результате которой страна должна была забыть само слово Бог. Перед Русской Церковью разверзлась бездна, и какой леденящий ужас и одиночество испытывал при этом ее Предстоятель митрополит Сергий, заклавший за нее душу свою, - неужели тщетно? Но казавшееся бессмысленным его служение примирения Русской Церкви пусть с безбожной, но государственной властью принесло нежданный благодатный плод. Война! Страшнейшая и кровопролитнейшая во всемирной истории, она явилась тем жгучим лекарством, коим Господь Промыслитель врачевал омертвевшую душу народа-богоносца, и тем грозным средством, что понудило безбожную власть дать спасительный глоток воздуха уже задыхавшейся русской Церкви. Союз Церкви и сталинского режима, немыслимый в любых других условиях, становился законным и необходимым в войне против гитлеровского нашествия – в борьбе за существование самого русского народа Божия…».

ХХХ

Не только призывами и молитвами о христолюбивом воинстве вносила Русская Православная Церковь свою лепту в Великую Победу над врагом. Она организовала среди верующих сбор средств в Фонд обороны, в Фонд помощи раненым, в Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии.
Особенно деятельным в организации пожертвований на борьбу с врагом был архиепископ Ленинградский Алексий (Симанский). Он остался в блокадном городе и исполнял свой архипастырский долг. Уже летом 1941 года владыка Алексий призвал верующих жертвовать все, что они могут, для спасения Родины. Историки считают, что именно он первым начал церковные сборы средств на оборону страны. В памяти о тех днях сохранился такой примечательный факт: после одной из служб владыки Алексия неизвестный прихожанин оставил в соборе, под иконой Святителя Николая, 150 дореволюционных золотых десятирублевых монет.
Ленинградский архиепископ Григорий (Чуков), сменивший архиепископа Алексия, избранного 2 февраля 1945 года Патриархом Московским и всея Руси, вспоминает: «Люди отдавали свои сбережения, свои ценности, предметы обихода, несли золотые броши, серьги, цепочки, часы, кольца, бриллианты, серебряные ризы с икон, украшения, наперсные и настольные кресты и цепи, был даже кусок платины весом 197,7 грамма». За короткий срок церковные общины сумели собрать немыслимую сумму.
В своих проповедях владыка Алексий постоянно подчеркивал, что Димитрий Донской и Александр Невский одержали победы не просто благодаря своему патриотизму. Сам патриотизм русских князей-воинов был действенным и вел их к победам благодаря «глубокой вере русского народа, что Бог поможет в правом деле... так и теперь мы верим поэтому, что все Небесные Силы с нами».
Можно сказать, что сборы средств Церковью на нужды фронта проводились нелегально, - в СССР Церковь не являлась юридическим лицом. Митрополит Сергий 5 января 1943 года послал И.В.Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Церковью банковского счета, на который вносились бы все деньги, пожертвованные прихожанами на борьбу с врагом. Сталин дал свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил Церковь за ее труды. Так Русская Церковь в Советском Союзе стала юридическим лицом де-факто.
В 1942 году только московские храмы выделили на подарки бойцам ко Дню Красной Армии полтора миллиона рублей. Община Троицкой Высоковской церкви в городе Горьком собрала в фонд обороны миллион рублей деньгами и несколько сот тысяч теплых вещей. На извещении об этом владыка Сергий написал: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит».
В Ленинграде было собрано более 13 миллионов рублей. В Саратове только в 1943 году – почти два с половиной миллиона рублей. От Куйбышевского кафедрального собора и верующих в Фонд обороны было внесено 1 558 742 рубля, на эвакуированных детей - 133 000 рублей, на подарки бойцам Красной Армии - 80 000 рублей, защитникам Сталинграда - 31 455 рублей. Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около двух миллионов рублей. К концу 1944 года сумма добровольных взносов от православных составила по стране уже 150 миллионов рублей. Всего же за Великую Отечественную войну по приходам было собрано более 200 миллионов рублей на нужды фронта.
Помимо сбора средств в Фонд обороны, в Фонд помощи раненым, в Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии, прихожане Русской православной церкви собирали деньги на строительство авиационных эскадрилий и танковых колонн.
В истоках сбора церковных пожертвований на постройку боевой техники, носящей имена святых русских князей-воинов Димитрия Донского и Александра Невского, - патриотический поступок одного из клириков «русской глубинки».
Священник Успенского храма города Ижевска Владимир Стефанов 29 декабря 1942 года отправил И.В.Сталину письмо следующего содержания: «Я как пастырь духовный скорблю душою за наших братьев и сестер, подпавших во временно оккупированных областях под иго фашистов и подвергающихся неслыханным злодеяниям, мучениям, творимым над ними немецкими фашистами. Желая помочь Красной Армии быстрее разгромить врага, очистить нашу священную русскую землю от фашистской нечисти, я внес 28 декабря 1942 года в кассу Государственного банка наличными деньгами все свои личные сбережения в сумме 273 тыс. рублей. Прошу Вас, Иосиф Виссарионович, на эти деньги построить 2 боевых самолета, присвоив им имена наших героев-предков "Александр Невский” и "Димитрий Донской”, и да пусть эти грозные машины покарают виновников человеческих несчастий гитлеровских иезуитов».
Через полторы недели в «Удмуртской правде» была напечатана ответная телеграмма Сталина: «г.Ижевск Удмуртской АССР, священнику Успенской церкви В.А.Стефанову. Благодарю Вас, Владимир Александрович, за вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше пожелание будет исполнено. Примите мой привет. И. Сталин». Взнос этот от отца Владимира был не последним.
В Новосибирске верующие и духовенство отдали 110 тысяч рублей на строительство сибирской эскадрильи «За Родину!». Православные и клирики Горьковской области собрали на эскадрилью самолетов «Александр Невский» 1 миллион 40 тысяч рублей. Новгородский благочинный протоиерей Александровский внес 200 тысяч рублей на постройку самолета, вошедшего в эту легендарную эскадрилью.
В 1945 году 100 тысяч рублей своих личных пожертвований внесли на постройку самолета эскадрильи «Александр Невский» и четверо саратовских священников: протоиерей Димитрий Жог, настоятель Свято-Троицкого собора, священник того же храма Михаил Лобачев, священник храма в городе Петровске Георгий Осипов и священник Николай Цветков.
На одном из самолетов, носивших имя князя-воина Александра Невского, в ленинградском небе воевал командир эскадрильи 196-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной дивизии, 7-й воздушной армии, Карельского фронта капитан Александр Дмитриевич Билюкин. К ноябрю 1944 года он совершил 418 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 22 самолета противника и 1 в группе. За мужество и героизм, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками 2 ноября 1944 года он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
После разгрома немцев под Ленинградом 196-й истребительный авиационный полк действовал в составе Карельского фронта. Выполняя задание по блокированию вражеского аэродрома в Северной Норвегии, капитан А.Д.Билюкин на истребителе с бортовым номером «53» и надписью на фюзеляже «Александр Невский» одержал свою последнюю победу в Великой Отечественной войне, сбив истребитель Ме-109.

ХХХ

Особой страницей деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны является сбор средств на строительство танковой колонны «Димитрий Донской»
30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился с призывом к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Церкви: «Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского».
Патриотический призыв митрополита Сергия был воспринят всей полнотой Церкви. Сердцем отозвались на призыв русские люди. Подвижничество охватило большие и малые приходы, средства собирались в столичных соборах и сельских церквах. Прихожане и клирики Куйбышева внесли в Госбанк на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского более одного миллиона рублей деньгами, а также золото и серебряные вещи. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и пожелал остаться неизвестным. Житель села Чебаркуль Челябинской области Михаил Водолаев написал в Патриархию: «Я престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли».
Заштатный священник Калининской епархии Михаил Колоколов пожертвовал на танковую колонну священнический крест, четыре серебряные ризы с икон, серебряную ложку и все свои облигации.
Воткинский священник Василий Андреевич Шамшурин в 1943-45годах на нужды обороны сдал 220 тысяч рублей, а его прихожане собрали более полумиллиона рублей.
Священник Федор Пузанов из села Бродовичи-Заполье собрал среди верующих на оккупированной Псковщине золота, серебра, церковной утвари и денег на общую сумму около 500 тысяч рублей, а затем через партизан передал их на Большую землю. Эти деньги и ценности пошли на строительство танковой колонны «Димитрий Донской». Отец Федор Пузанов был отмечен Церковью наградным крестом, а Советское правительство (поразительный факт!) наградило иерея за гражданский подвиг и деятельность на оккупированной территории медалью «Партизану Отечественной войны».
Настоятель Кошевичской церкви Копаткевичского района Белоруссии священник Григорий Чаус, находясь на оккупированной территории, вместе с верующими проводил большую работу по сбору денег и ценностей на строительство танков и самолетов для Красной Армии. Эти деньги передавались через партизан в Москву.
О средствах, собранных Ленинградской епархией для Красной армии, митрополит Алексий в конце февраля 1943 года телеграфировал И.В.Сталину: «Руководимая мною Ленинградская епархия, находящаяся в условиях блокады до сего времени, внесла в фонд обороны страны 3 182 143 рубля наличными деньгами, а также пожертвования ценными вещами.
Руководствуясь призывом патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, епархия вносит на постройку колонны имени Димитрия Донского еще 500 000 рублей. Сбор средств продолжается».
1 мая 1943 года митрополит Алексий повторно телеграфировал Сталину: «Ленинградская епархия, выполняя данное Вам обещание всемерно продолжать свою помощь нашей доблестной Красной Армии и осуществляя Ваш призыв всячески содействовать укреплению обороноспособности нашей Родины, собрала и внесла дополнительно к прежним взносам еще 1 769 200 рублей и продолжает сбор средств на танковую имени Димитрия Донского».
Ответная телеграмма Верховного Главнокомандующего была опубликована 17 мая 1943 года в газете «Правда»: «Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской Епархии, собравшим кроме внесенных ранее 3 млн. 682 тыс. 143 рублей дополнительно 1 млн. 769 тыс. 200 рублей на строительство танковой колонны им. Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

ХХХ

«Сталин долго присматривался к патриотической деятельности «церковников», - пишет архиепископ Владимир (Иким), - прежде чем решился допустить к себе митрополита Сергия. Это случилось только в 1943 году, когда хребет иноземного врага был уже надломлен…
Говоря о восстановлении церковной жизни, митрополит Сергий сказал и о недостаточном для этого количестве священнослужителей. Сталин поинтересовался: «Что это у вас так плохо с кадрами?». То была лукавая провокация. Кадры Церкви – десятки архиереев и тысячи священников томились в тюрьмах, лагерях, ссылках. Но стоило Предстоятелю Церкви заикнуться об этом – и тиран немедленно отдал бы приказ расстрелять их всех. Многогрешный старик-митрополит, сохранивший всю остроту ума, отвечал на сталинскую провокацию льстивой шуткой: «Что делать, если из наших семинаристов получаются генеральные секретари?» И вместо кровавой расправы польщенный «генсек из семинаристов» даровал свободу служителям Церкви! То было великое чудо Господне! Сталин уже никогда больше не являлся врагом Православной Церкви. (Среди наших прихожан бытует упорное предание о том, что незадолго до смерти Сталин велел пригласить к себе «мракобеса» - исповедавший и причастивший его молодой священник в тот же час стал совершенно седым)…».

ХХХ

7 марта 1944 года наступил долгожданный день, когда построенная на деньги Русской Православной Церкви танковая колонна имени Димитрия Донского была сформирована. Это произошло в 5 километрах северо-западнее Тулы, у деревни Горелки.
Танковая колонна, прибывшая прямо из цехов Нижне-Тагильского танкового завода состояла из двух типов танка Т-34: 19 танков новой, усовершенствованной модели Т-34-85 и 21 огнеметный танк ОТ-34. На башнях всех 40 танков были аккуратно выведены слова: «Димитрий Донской».
Учитывая непреходящую значимость патриотического акта верующих, в день передачи колонны представителям Красной Армии состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами по поручению Патриарха Московского и всея Руси выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Передавая колонну, от имени Русской Православной Церкви он напутствовал офицеров и солдат, уже прошедших горнило войны и вновь прибывшее молодое пополнение танковых экипажей: «Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси, - призывал владыка Николай. - Пусть славное имя Димитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли, во имя мирной жизни и счастья нашего народа. На святое дело - вперед! Вперед, к победе...».
Митрополит Николай вручил также танкистам памятные подарки от Русской Православной Церкви – часы с гравировкой и складные ножи с множеством приспособлений.
С ответными речами выступали командиры вновь сформированных танковых полков - командир 38-го, подполковник Иван Афанасьевич Горлач и командир 516-го, майор Степан Никитич Замелюк. Они заверили владыку Николая и в его лице всех православных Земли Русской в том, что личный состав танковых полков достойно выполнит воинский долг и с честью пронесет имя святого русского князя на броне боевых машин. Слова командиров были подкреплены славными боевыми делами воинов-танкистов.
Оба полка прошли нелегкий фронтовой путь. 38-й танковый полк участвовал в боях на Демянском плацдарме, под Вязьмой и Ржевом, освобождал города Невель и Великие Луки, громил захватчиков под Ленинградом и Новгородом.
516-й танковый полк до получения «тридцатьчетверок», собранных на пожертвования Церкви, прошел дорогами войны на танках колонны «Хабаровский комсомолец» (с высоты времени мы можем оценить символичность этого факта).
Знаковое по своей патриотической сути событие – передача Русской Православной Церковью танковой колонны воинам Красной Армии, - отмечалось и в Москве. Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г.Карпов 30 марта 1944 года устроил специальный прием. На нем присутствовали: от Военного совета бронетанковых и механизированных войск Красной Армии – генерал-лейтенант Н.И.Бирюков и полковник Н.А.Колосов, от Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси Сергий, митрополиты Алексий и Николай.
Н.И.Бирюков подарил Патриарху Сергию альбом фотоснимков, запечатлевших момент передачи танковой колонны «Димитрий Донской» воинам Красной Армии и обратился к нему со словами благодарности: «Разрешите мне, Иван Николаевич, прежде всего, поблагодарить Вас от имени Военного совета бронетанковых и механизированных войск Красной Армии, как организатора большого благородного и патриотического дела, направленного на оказание помощи Красной Армии в разгроме врагов человечества — фашизма. Разрешите также, вместе с этим, заверить Вас, что те танки, которые мы построили на средства духовенства Русской Православной Церкви и всех верующих, вручены достойным людям, которые не остановятся перед тем, чтобы отдать жизнь свою за освобождение нашей Родины от врагов, от немецких фашистов…»
Патриарх Сергий в ответном слове сказал: «Очень рад, что маленькое начало сделано. Мы ни на минуту не сомневаемся и не сомневались, что все простые люди, любящие нашу Родину, конечно, не поколеблются жизнь свою отдать, чтобы исполнить свой воинский долг… Желаю вам, как представителю танковых войск, в том числе и нашей колонны, чтобы слава Димитрия Донского почила и на сегодняшних представителях «Димитрия Донского» и чтобы не только Вы и Ваши соратники наследовали эту славу, но, я попроще скажу, чтобы вы возвратились в целости назад из этой огненной печи, в какую вам приходится идти и где действовать приходится, чтобы вы здоровыми и невредимыми возвратились домой и радовались бы и с нами со всеми, и с вашими близкими людьми. Дай Бог Вам, чтобы Ваши слова исполнились на деле и чтобы слава Димитрия Донского коснулась и Вас, и всех представителей танковых войск».
Прошло немногим более полумесяца и 19 машин Т-34-85, сформировавших 38-й отдельный танковый полк, получили боевое крещение в Уманско-Ботошанской операции. Полк участвовал в составе войск 2-го Украинского фронта в освобождении от гитлеровских захватчиков юго-западных областей Украины и северной Молдавии. Совершив двенадцатисуточный комбинированный марш в район города Умани, полк в ночь с 23 на 24 марта 1944 года принял первый бой.
Упорно сопротивлялись гитлеровцы на подступах к населенным пунктам Корытное, Казацкое и Балта. Наиболее ожесточенные бои вспыхнули за город Балту. Началась яростная танковая дуэль между нашими Т-34 и немецкими танками и самоходными установками. Действуя совместно с пехотным десантом стрелковых частей 94-й гвардейской стрелковой дивизии 53-й армии, двое суток танкисты отражали контратаки противника. Измотав его, 27 марта в 19 часов танки с десантом на броне ворвались в город. Кровопролитные бои на его улицах продолжались еще почти двое суток. К исходу 29 марта противник полностью был выбит из Балты.
Развивая наступление, боевые машины обошли с флангов город Котовск, создав угрозу окружения в нем крупных сил немцев. Противник дрогнул и поспешно отошел из Котовска. Умело применяя маневр танками, личный состав полка настиг и полностью уничтожил вражескую группировку.
«Танки "Дмитрий Донской” наносят врагу сокрушительный удар, не оставляя фашистам никаких шансов на победу, как легендарный русский полководец, чьим именем они названы, не оставил шансов татаро-монгольскому игу на Руси», - писала газета «Правда» весной 1944 года.
Личный состав 38-го полка участвовал в освобождении более 47 советских городов и населенных пунктов, отличился при форсировании реки Днестр, одним из первых вышел к государственной границе СССР. За успешное выполнение боевых задач приказом Верховного Главнокомандующего 8 апреля 1944 года полку было присвоено почетное наименование «Днестровский». 24 апреля 1944 года у молдавской деревни Устя полк принял свой последний бой. Танки «Димитрий Донской» овладели укрепленной высотой 111,1, освободили деревню Жервень и форсировали реку Реут. Средний срок фронтовой жизни танков редко превышал 2-3 месяца… В полку после последнего боя оставалось всего две машины. Но, то, что успели сделать 19 танков 38-го Днестровского полка с именем Димитрия Донского на броне, достойно вечной памяти.
Менее чем за два месяца танковая колонна прошла с боями свыше 130 километров, более 500 километров преодолела маршем по бездорожью. Танкисты «Димитрия Донского» уничтожили около 1420 гитлеровцев, 40 различных орудий, 108 пулеметов, подбили и захватили 38 танков, 17 бронетранспортеров, 101 транспортную автомашину, захватили 3 склада горючего, взяли в плен 84 немецких солдата и офицера. 49 танкистов полка были награждены орденами и медалями. 21 рядовой и 10 офицеров полка пали смертью храбрых, 19 из них сгорели в танках… В последующем полк будет переименован в 74-й отдельный, тяжелый, танковый, а затем переформирован в 364-й тяжелый самоходный артиллерийский полк с присвоением звания гвардейский и сохранением наименования «Днестровский».
516-й отдельный огнеметный танковый полк принял боевое крещение несколько позже, 16 июня 1944 года, совместно со 2-й штурмовой инженерно-саперной бригадой (впоследствии Краснознаменной, ордена Суворова 2-й степени) 1-го Белорусского фронта. Усовершенствованное огнеметное вооружение, установленное на танках, предопределило участие полка в решении боевых задач на самых сложных участках фронта.
С 24 по 27 июня 1944 года 516-й полк участвовал в Бобруйской наступательной операции по окружению и ликвидации 40-тысячной группировки противника. После успешного выполнения боевой задачи, командование полка отправило на имя митрополита Николая благодарственное письмо, в котором было сказано: «Вручая нам от имени духовенства и верующих Православной Русской церкви танковую колонну «Димитрий Донской»..., Вы говорили: «Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Димитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!» Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части, на врученных Вами танках, полные любви к своей Матери-Родине, к своему народу, успешно громят заклятого врага, изгоняя его из нашей земли. На этих грозных боевых машинах танкисты прорвали сильно укрепленную долговременную оборону немцев и продолжают преследовать врага, освобождая от фашистской нечисти родную землю. Уничтожая врага, личный состав нашей воинской части проявил подлинный героизм и самоотверженность, незнание страха в бою, доблесть и отвагу. Все боевые экипажи за мужество и умелое выполнение приказа Верховного Главнокомандующего награждены высокими правительственными наградами.
От имени личного состава мы благодарим Вас за врученную нам грозную боевую технику и заявляем, что она находится в верных и надежных руках. Освобождая нашу священную Родину, мы будем громить и преследовать немецких захватчиков, пока видят глаза, пока бьется сердце в груди, не зная пощады к злейшим врагам человечества. Имя великого русского полководца Дмитрия Донского, как немеркнущую славу оружия мы пронесем на броне наших танков вперед на Запад, к полной и окончательной победе».
Месяц спустя один из подарков митрополита Николая спас жизнь командиру 2-й танковой роты 516-го полка капитану А.Н.Бондареву. В бою осколок пронзил грудь офицера и застрял в механизме подаренных часов в сантиметре от сердца. «Не будь их, - вспоминал танкист, - не пришлось бы мне писать эти строки, осколок пронзил бы сердце».
516-й полк активно участвовал в Люблин-Брестской наступательной операции. Танки «Димитрий Донской» первыми ворвались в город Брест. Всему личному составу полка за освобождение Бреста и выход на государственную границу в приказе Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность.
В январе 1945 года танкисты 516-го полка штурмовали крепость Познань, вели упорные бои с врагом на Зееловских высотах - последнем рубеже обороны Берлина.
За боевые заслуги 516-й Лодзинский отдельный огнеметный танковый полк, пронесший на броне своих машин имя святого князя-воина, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Недолгой, но поистине героической была боевая жизнь 40 танков колонны имени Димитрия Донского. Данное ими слово танкисты сдержали, - они внесли достойный вклад в приближение Великого Дня Победы.
Военные архивы сохранили для потомков 63 имени старших лейтенантов, лейтенантов, сержантов, рядовых - бойцов танковой колонны «Димитрий Донской», павших в боях за Родину.
Казалось бы 40 танков – это так мало для разгрома врага в жесточайшей войне, длившейся четыре года. Ведь 40 боевых машин - это менее 0,4 процента от общего выпуска отечественной промышленностью танков в 1944 году. Однако, есть и другая, не статистическая мера измерения.
Священное Писание учит, что и малая жертва может быть великой по духовному смыслу. Два евангелиста, Марк и от Лука, рассказывают о том, как однажды Иисус с учениками наблюдал за людьми, жертвовавшими в сокровищницу Иерусалимского храма. Богатые приносили многочисленные, щедрые дары, а какая-то бедная вдова положила две лепты – две мелкие медные монетки. А в итоге ее жертва перевесила все остальные. «Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела».
В годину тяжелейших испытаний Русская Церковь своим бескорыстным патриотическим служением, преданностью Отчизне, верностью высокому служению подтвердила свое неотъемлемое право быть духовным пастырем нашего народа.
История танковой колонны «Димитрий Донской» не окончилась с окончанием Великой Отечественной войны. По закону преемства эта история продолжается в наши дни.
После войны уцелевшие машины танковой колонны имени Димитрия Донского хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия было принято решение передать их в дар монастырю во имя святого благоверного князя Димитрия Донского.
Так в ограде Донского монастыря в Москве, в канун 60-летия Великой Победы, появились легендарные танки Т-34, несущие на броне с имя нашего великого предка, князя-воина Димитрия Донского.
Информационное агентство Екатеринбургской епархии сообщило, что 31 мая 2005 года в Нижнем Тагиле состоялось торжественное освящение храма во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, заложенного в 2000 году Святейшим Патриархом. Храм стоит на площади перед известным всему миру оборонным предприятием - Нижне-Тагильским «Уралвагонзаводом». В дни празднования 60-летия Победы Патриарх Алексий наградил «Уралвагонзавод» орденом Святого князя Даниила Московского за выпуск в годы войны знаменитых Т-34 и другой военной продукции. Его Святейшество наградил также медалями князя Даниила Московского ветеранов фронта и тыла, работавших на знаменитом предприятии.
35 тысяч легендарных «тридцатьчетверок» были отправлены с конвейера «Уралвагонзавода» за годы войны. Отсюда ушла на фронт и танковая колонна «Димитрий Донской».
Прошли годы. Сегодня мы воздаем дань памяти героям Великой Отечественной войны. В городах и селах сооружаются памятники воинам-победителям, раскрываются новые, неизвестные страницы истории беспримерного подвига нашего народа, заботой и вниманием окружаются немногие дожившие до наших дней ветераны войны. Помимо сердечного порыва есть и долг, - долг памяти перед павшими, долг гражданина перед Отечеством, долг перед детьми, которым жить после нас. Как и 60 лет назад, актуальны слова Патриарха Алексия I, сказанные 9 мая 1945 года:
«Только ли сознание радости несет Победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать ее плодотворной... Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу!».скачать dle 11.0фильмы бесплатно