О ДУХОВНОМ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ И ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ: ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЕЙ
Самая страшная примета нашего времени - отпевать большей частью приходится
молодых. На одного пожилого - 5-8 человек, не доживших до сорока. То, что у нас
продолжительность жизни сейчас 53-54 года, так это за счёт стариков, которые
держатся. Молодые жить не хотят оттого, что забыта заповедь об уважении к
родителям.
Задумался я об этом вот при каких обстоятельствах. Уронил однажды книгу
святителя Иоанна Златоуста. Когда поднял, она была раскрыта так, что бросились
в глаза слова (цитирую по памяти): «О родитель, какую на тебя заботу возложил
Господь, от тебя зависит, сколько проживёт твоё чадо и как оно проживёт».
Воспитаешь своего ребёнка согласно заповеди чти отца - и благо тебе будет, и долголетен
будешь на земле. И хорошее жильё, и достойная работа, и мир в семье - всё
проистекает от этого. Юноша, чтящий отца и мать, страшится огорчить их,
старается лучше учиться, не напиваться, найти супругу, которая будет заботиться
о его родителях, - то есть выберет достойную девушку.
Тот же, кто зовёт родивших его на свет людей «предками», кому не важны их
страдания, - он обречён. Недавно подошёл ко мне мужчина, стал просить денег на
то, чтобы получить паспорт. Сказал, что недавно вышел из мест заключения и,
если я ему не помогу, он деньги украдёт или отнимет у кого-нибудь. Из неполных
сорока лет он провёл в тюрьмах и лагерях 19. Спрашиваю: «А где родители твои,
ты знаешь?» Мужчина ответил, что вроде в Ессентуках, во всяком случае раньше
там жили. «А когда ты последний раз с ними общался?» - «Лет девятнадцать
назад». И таких на зоне если не большинство, то лишь благодаря интересу к
родительской пенсии. Сотни тысяч, если не миллионы, взрослых чад пропивают эти
гроши. В фильме «Калина красная» главный момент - это когда герой Шукшина,
бывший уголовник, плачет оттого, что ему стыдно перед матерью, больно, что
из-за него она в одиночестве коротает старость. Без этих слёз душе не
возродиться.
Но ни школа, ни общество не придают этому значения, даже в храме редко об этом
услышишь. Стержень всей нашей жизни оставлен без внимания. Задолго до революции
началось разделение на «отсталых отцов» и «передовых детей», это презрение к
старшим и привело к трагедии. А после народ уже вовсю разлагали и разделяли,
чтобы властвовать над ним, детей искушали следовать примеру несчастного отрока
Павлика Морозова. Я по себе знаю, что это такое, сам однажды едва не донёс на
отца. Это было во времена Хрущёва, когда людям запретили держать всякую
живность - коз, свиней - свыше одной головы на хозяйство. А мы держали, и
как-то отправил меня отец за мукой для запрещённого поросёнка. Идти нужно было
далеко, по скользкой зимней дороге, потом возвращаться с немалой тяжестью -
потея, изнемогая. Но ещё больше мучило то, что отец нарушает закон. И было
желание пойти в контору, разоблачить его, как полагается хорошему пионеру. А
мне очень хотелось быть хорошим, смыть позорное пятно «сына раскулаченного».
Дня три я маялся, но потом понял: предать отца - это против совести.
Не один я это понимал. Знавал немало советских работников, в том числе
коммунистов, которые пришли потом к вере. Все они имели нечто общее: не
отреклись от родителей, бабушек, дедушек, сохраняли к ним уважение. Через это
достигается мир в душе. А ведь немного и нужно, чтобы его обрести.
Некоторое время назад женщина лет шестидесяти пожаловалась мне на свою мать. У
них уже много лет были плохие отношения. Женщина - сама уже бабушка - была в
положении подростка, который всё что-то стремится доказать. «Не спорь с
матерью, - говорю, - скажет на солёные огурцы, что они свежие, соглашайся. Того
требует заповедь». Через две недели приезжает сияющая, рассказывает:
«Помирились, так хорошо живём, как лет тридцать не жили. И мама спокойная
такая...» Думаю, дело было в следующем. Мать этой женщины неосознанно защищала
своё право на власть. Власть особую, данную ей Богом, и когда дочь стала ей
уступать, утешилась. Хороший родитель чувствует - непослушание ведёт к
погибели, и не гордыня, а страх за чадо заставляет его стоять на своём. Но не
одни дети виноваты сегодня в непослушании и непочтении. «О родитель, какую на
тебя заботу возложил Господь...» - сказал Иоанн Златоуст. Но верно ли это
понимается?
Несколько лет назад я оказался в университете на встрече, где присутствовали
матери - педагоги со стажем, учёными степенями - и их дочери-студентки. Девушки
были безапелляционны в суждениях, твёрды, дерзки, матери тушевались. Поразило,
как легко они отдают власть, инициативу, ссылаясь на то, что время сейчас
такое. Какое? В Ветхом Завете рассказывается, как один первосвященник - Илий -
не пытался вразумить сыновей. Они тоже были священниками, надмевались над
народом, обирали его, а Илий молчал. И когда пришло известие, что сыновья его
погибли через своё нечестие, упал, сломав спину, и умер. Времена, может, и
меняются, но не законы природы. Тот, кто, пренебрегая гравитацией, бросится
вниз с высокого здания, разобьётся. Кто сунется в трансформаторную будку,
получит удар током. Родитель, по слабости своей не прививающий детям почтения к
заповедям, пожнёт самые горькие плоды.
На глазах распадается связь времён. Но счастливы те, кто сохранил старые
понятия о семье, как должно в ней друг другу относится. Крестили, помню,
младенца Александра в сороковой день его жизни. Просьба совершить таинство
застала меня врасплох. И когда после совершения обряда мы разговорились с
бабушкой новокрещённого, я посетовал: «Даже звонаря позвать не успели». «А
детям можно звонить?» - вдруг спрашивает она. «Можно», - отвечаю... Через
минуту-другую вижу: спешат Филипп, Иоанн, Сергей, Никита и ещё двое малышей,
всей гурьбой взлетают на колокольню. И ведь это только начало - первые внуки,
будут ещё. Род процветает. Радостно, что есть ещё такие у нас люди, кто помнит:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни
твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».
игумен Игнатий (Бакаев)