Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти?
Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей
показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего,
она идет по мытарствам, где познает все свои грехи.Наконец, в 40 день
оканчиваются мытарства и душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу,
Который определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее
земным делам, духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. В этот
период (с 9 по 40 день) родные должны особо молиться. Опять же читается
Псалтырь, в храмах имя человека поминают в заказных записках. Очень желательно
в 3-й, 9-й и 40-й дни служить панихиду.
Воздушные мытарства — название препятствий через которые должна пройти душа
каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда. Пройти мытарства
душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ
жизни.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют
бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы
предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству, а ангелы — добрые
дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают
злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые
и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда
же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят
столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает
человеколюбие Божие. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который
даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый
сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.
1. Мытарство празднословия. Здесь истязуются те, кто разговаривал сверх меры
или на недушеполезные темы, разносил дурную молу о ком-либо.
2. Мытарство лжи. Здесь человек отдаёт отчёт за всякое лживое слово, за
неискреннюю исповедь во грехах и за неисполнение данных Богу обетов.
3. Мытарство осуждения и клеветы. Здесь истязуются те, кто осуждает своего
ближнего и когда один клевещет на другого, когда ругается и смеётся над чужими
грехами, не обращая внимания на свои собственные.
4. Мытарство чревоугодия. Здесь истязуются те, кто выше всего ставил
чувственные удовольствия от объедения и пьянства.
5. Мытарство лености, на котором человек даёт ответ за все дни и часы,
проведённые в праздности. Здесь же задерживаются тунеядцы, питающиеся чужим
трудом и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную
работу. Там же спрашивают отчёт с тех, которые ленятся в воскресные дни ходить
к Божественной Литургии и другим службам Божиим.
6. Мытарство кражи. Здесь испытываются те, кто присваивал каким бы то ни было
образом того, что принадлежит другим.
7. Мытарство сребролюбия и скупости. Здесь истязуются те, кто любит деньги,
имущество, желает обогатиться, мечтает о богатстве.
8. Мытарство лихоимства, где испытываются берущие за что-либо с нуждающихся
большие деньги, пользуясь чужой бедой.
9. Мытарство неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд
ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невиновных; здесь же истязуются
те, кто не отдаёт должной платы наёмникам или при торговле употребляет
неправильную меру и тому подобное.
10. Мытарство зависти. Здесь истязуются те, кто завидовал, кто в мыслях желал
чужого.
11. Мытарство гордости, где истязуются те, кто тщеславен, много думает о своих
достоинствах – уме, красоте, богатстве; особенно же тщательно здесь
испытываются те, кто непочтителен к отцу и матери, а также поставленным от Бога
властям.
12. Мытарство гнева и ярости. Здесь истязуются те, кто был раздражительным,
злопамятным, мстительным. Кто возмущал сердце яростью до помрачения ума.
13. Мытарство на котором истязуются те, кто в сердце своём питает зло на
ближнего и воздаёт злом за зло.
14. Мытарство убийства. Здесь испытывается не одно только убийство, но требуют
отчёта за всякую причинённую кому-либо кару, за всякий удар по голове, по щеке
или по шее, или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего.
15. Мытарство где истязуются духами за черодейство, колдовство, обаяние,
нашёптывание, призывание бесов.
16. Блудное мытарство, где истязуются человек за всякое любодеяние и за всякие
нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и
страстные прикосновения.
17. Мытарство прелюбодеяния, где истязуются грехи живущих в супружестве: если
кто не сохранил супружеской верности, осквернил своё ложе - здесь должен дать
ответ. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в
насилии.
18. Мытарство садомское, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с
женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловесными животными, и
кровосмешения.
19. Мытарство ереси, где истязуются те кто придумывал или изобретал учения,
противные Божественной истине или упорно и намеренно извращал Божественную
истину.
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия, где истязуются те кто был немилосерден,
глух к мольбам ближнего своего.
Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент,
которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность
удовлетворить свои страсти – вот что будет мучить и жечь человека после
смерти.
И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее,
чем на земле, – без сна и отдыха палить как огнем. И не только телесные страсти
будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и
душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их
удовлетворить. И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это
возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и
исправления.
Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в
вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например,
для наркомана ад – это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка»,
для алкоголика – вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним
и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.
Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле,
определяемся с тем, что для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей
жизни – удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай – это обитель
праведников, кающихся и искуплённых (спасённых) грешников, воссоединённых с
Богом для вечной жизни.
Путь к освобождению от грехов только один – искреннее покаяние и решимость
исправиться. Чем раньше, тем лучше. Чем дольше человек ведет греховную жизнь,
тем больше травмируется душа. Грехи под действием разрешения духовного отца
тотчас прощаются. Но след их остается в душе, - и он томит. По мере подвигов в
противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление
то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, - тогда и томлению конец. Душа
будет в уверенности отпущения грехов.
Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и
врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но
здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают
болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме.
Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству
врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм
возвращается годами. Так и душа, вкусив яд смертного греха (блуд, занятие
оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Однако никто не
должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела
нашего: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он
прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы
жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами (Пс.102:2-4).
Иеромонах Иов (Гумеров)
"Не привязывайся к земле и ко всему земному - завтра коса смерти порежет
все эти узы, и против воли и желания твоего пойдёшь в иную сторону, где иное
против земного. Переселяйся же заблаговременно туда мыслью и сердцем, чтобы
когда введут тебя в ту область, не очутиться словно в чужом месте, не знакомым
с тамошними порядками".
свт. Феофан Затворник